ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 31

18.01.2021

Неконкурентное поведение российских муниципальных органов, испанские топливные картели и трудности британских слияний.

Предупреждение для городской администрации

Башкортостанское УФАС России выдало Администрации городского округа города Сибай предупреждение о прекращении действий, выразившихся в неосуществлении действий, направленных на утверждение и опубликование схемы размещения рекламных конструкций, и заключении договоров на право установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Поводом для предупреждения стало размещение на сайте администрации информации о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа города Сибай Республики Башкортостан. При этом на момент проведения аукциона администрация не разработала и не утвердила схему размещения рекламных конструкций, что, по мнению антимонопольного органа, не обеспечивает возможность в полном объеме хозяйствующим субъектам реализовать свои права по распространению рекламы на рекламных конструкциях.

Кроме того, администрацией также были заключены договоры на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа города Сибай Республики Башкортостан на больший срок, чем предусмотренный действующим законодательством, что, в свою очередь, привело к созданию для некоторых хозяйствующих субъектов необоснованного антиконкурентного преимущества и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Практика принятия органами местного самоуправления актов и совершение ими действий (бездействия), которые могут привести к ограничению конкуренции, является достаточно распространенной. Пытаясь ускорить проведение конкурентной процедуры (даже в благих целях), органы местного самоуправления не учитывают значимые факторы обеспечения конкуренции на торгах. Полагаем, что комплексный анализ законодательства при формировании документации к конкурентным процедурам позволит органам власти и местного самоуправления избежать ошибок при проведении торгов и защитит их от не всегда осознанного нарушения антимонопольного законодательства.

Картель на испанском рынке твердого топлива

Комиссия по рынкам и конкуренции Испании (CNMC) оштрафовала на 3,5 млн. евро шесть компаний, которые занимались коммерциализацией металлургического кокса, нефтяного кокса, угля, антрацита, пенообразователей, заправщиков и тонкодисперсного нефтяного кокса, за организацию трех картелей, которые почти 20 лет применяли методы ведения бизнеса, противоречащие антимонопольному законодательству.

В рамках расследования конкурентное ведомство выявило картели между следующими компаниями:

1. Toro, FISL и Grafitos;

2. Candel и GME;

3. Candel и Capex CGC.

Указанные компании осуществляли поставку твердого топлива различным клиентам в соответствии с объемами и по условиям, ранее согласованным между ними, пытаясь поддерживать очевидную конкурентоспособность по отношению к своим клиентам, а также обменивались информацией об индивидуальных переговорах с клиентами. При этом менеджмент компаний контролировал выполнение договоренностей посредством встреч, телефонных звонков и электронных писем.

Не удалось избежать ответственности за организацию и участие в антиконкурентном соглашении и директорам указанных компаний, которым были назначены штрафы в общей совокупности более 160 тыс. евро.

Несмотря на длительный срок успешного существования картелей между участниками рынка твердого топлива (с 1999 по 2018), участникам все-таки пришлось понести меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, что, на наш взгляд, свидетельствует о неотвратимости таких мер в отношении правонарушителей на рынках Европейского Союза.

Принудительное прекращение процедуры слияния

Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) потребовало от компании TVS Europe Distribution продать приобретенную ей в феврале 2020 года компанию 3G Truck & Trailer Parts Ltd (3G).

После проведенного исследования рынка регулятор пришел к выводу, что TVS Europe Distribution Limited, которая владеет Universal Components UK Limited (Universal Components), должна продать конкурирующий бизнес 3G Truck & Trailer Parts Ltd (3G), так как последние конкурируют между собой в поставках запасных частей для коммерческих автомобилей и прицепов местным дистрибьюторам, которые, в свою очередь, продают их независимым автосервисам и ремонтным мастерским в Великобритании.

По мнению ведомства, консолидация двух конкурирующих компаний под крылом одной материнской может привести к тому, что потребители могут столкнутся с более высокими затратами на товары и ухудшением качества обслуживания, например, с увеличением сроков поставки или ухудшением ассортимента и качества продукции.

Поводом для принудительной продажи стало и то обстоятельство, что компании внимательно следят друг за другом при принятии решений о своих рыночных стратегиях и при установлении цен на товары. Кроме того, регулятор получил убедительные доказательства того, что решение компании TVS Europe Distribution купить 3G Truck & Trailer Parts Ltd было отчасти мотивировано желанием убрать с рынка одного из основных конкурентов компании Universal Components UK Limited.

Данная ситуация показывает на практике, что если совершенная сделка противоречит общественным интересам, то британский антимонопольный орган может в принудительном порядке заставить компанию продать актив, владение которым может привести к монополизации или установлению доминирующего положения на товарном рынке.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин.